Работа золотой краской по камню
Сегодня существует несколько основных видов золотой краски, они сравнительно недороги и просты в использовании. Знание некоторых технологических приемов в работе с ними позволяют любому мастеру создать максимально реалистичную имитацию золочения сусальным золотом.
Преимущества работы с золотыми красками для камня:
- Использование золотых красок — самый малобюджетный вариант золочения, дающий в то же время очень хорошие результаты, часто почти не отличимые от золочения сусальным золотом.
- При надлежащем качестве и тщательно соблюденной технологии применения, золотая краска может держаться на камне многие годы, не теряя своих физических свойств и красоты.
- Работы с золотой краской несложны и под силу даже новичкам. Выполняются они довольно быстро, т.к. краски продаются уже готовыми к применению, а поверхность под них не требует особой подготовки, в большинстве случаев — даже грунтования.
- Постаревшее и потерявшее свой первоначальный вид золочение, сделанное при помощи золотой краски, обновляется быстро и легко. Такие работы очень просто выполнять в полевых условиях, и обходятся они заказчику недорого.
Виды золотых красок для природного камня и способы их использования
По своему составу золотые краски делятся на 4 основных вида: акриловые, минеральные, эмали, масляные. Общим для них является то, что они наносятся кистью, валиком, ватным/тканевым тампоном или аэрографом на обезжиренную и шероховатую поверхность (шлифованную, гравированную или резанную скарпелью). Все они обладают достаточной устойчивостью к ультрафиолету, влаге и перепаду температур.
Акриловые краски
Акриловые водо–дисперсионные золотые краски наиболее популярны и представлены на рынке в большом ассортименте. Наносятся они в 2 слоя, без предварительного грунтования поверхности. Первый слой предпочтительно втирать тканевым тампоном — так он будет лучше держаться на камне, заменяя собой грунт. Второй слой можно наносить кистью или аэрографом. Излишки краски удаляются тканью, по ходу ее втирания.
Время высыхания одного слоя, в среднем, 1–2 часа. В жару оно может сократиться и до получаса, что заметно ускоряет работу. После полного высыхания краски, ее желательно покрыть бесцветным защитным акриловым лаком (чаще матовым/полуматовым), что значительно увеличит долговечность надписи или орнамента.
Акриловые золотые краски выпускаются в жидкой форме и аэрозолях. Краска из аэрозольных баллончиков быстро сохнет, поэтому ее лучше наносить через трафарет/шаблон, изготовленный на плотной пленке или бумаге. Это поможет избежать попадания краски на другие участки камня, которые впоследствии придется очищать лезвием.
Минеральные краски
Минеральные краски содержат в качестве красящих пигментов измельченные минералы. Они обладают высокой адгезией к природному камню и очень стойки к «выгоранию». Обычно являются водо–дисперсионными и выпускаются в жидкой форме готовыми к применению. Наносить их рекомендуется без грунта, желательно в 2–4 слоя. На заключительном этапе их также можно покрывать защитным акриловым лаком.
Универсальные эмали
Этот вид включает в себя золотые краски, обладающие одинаково хорошей адгезией к самым различным материалам, в перечень которых входит и натуральный камень. Ассортимент универсальных эмалей большинства производителей включает в себя так называемые «металлики» — краски с цветами основных металлов, в том числе и золота.
Эмали очень различаются по составу, но для золочения изделий из природного камня обычно используют акриловые и алкидные эмали, с растворителями или без них. Способ применения эмалей такой же, как у акриловых и минеральных золотых красок. Все эмали сравнительно быстро сохнут и хорошо держатся на окрашенной поверхности. Отдельной группой выделяют «термоэмали», которыми можно работать как при сильной жаре, так и при низких температурах (до -30° C).
Краски на основе «высыхающего масла»
Это довольно необычный подвид масляных красок. Золотые краски на основе высыхающего масла обладают хорошей «укрываемостью» по отношению к натуральному камню и быстро сохнут. Форма выпуска — металлические банки с маслянистой жидкостью, готовой к применению. При подготовке поверхности рекомендуется прогрунтовать ее специальным грунтом, изготовленным также на основе высыхающего масла. Можно менять степень прозрачности краски, разбавляя ее до нужной консистенции спец. составом под названием «английская патинация».
Золотая краска на основе высыхающего масла подходит как для основных работ, так и для реставрации. Она хорошо ложится на слой любой старой краски, состав которой в этом случае не имеет значения. Производители красок на основе высыхающего масла заявляют о их высокой прочности и устойчивости к любым растворителям. Поэтому любые огрехи в золочении лучше исправлять незамедлительно, а инструмент (кисти и валики) отмывать уайт–спиритом сразу по окончании работы. Высохшую краску уже ничем отмыть не получится.
Дополнительные рекомендации:
- Чтобы надписи выглядели гораздо красивее, нужно рубленые знаки перед покраской прошлифовать, пока их поверхность не станет на ощупь относительно гладкой.
- Смешивая эмалевые или акриловые «металлики» различных цветов (к примеру — «золото» с «бронзой», «перламутром» или «медью») можно получить краски с оригинальными и красивыми оттенками золота.
- Лучше не пренебрегать правилами подготовки поверхности к окраске (тщательная очистка и обезжиривание), а также использованием защитных лаков. В противном случае блеск с надписей может быстро сойти и проявится «зелень». Это же может произойти и при однослойном нанесении краски.
- На горизонтальных поверхностях (к примеру, надгробиях) краска держится значительно хуже, чем на вертикальных, т.к. на них задерживается влага и солнечные лучи попадают под гораздо большим углом. Об этом нужно помнить, давая заказчику какие–либо гарантии.