• г. Москва, ул. Старокачаловская, дом 1Д

    (5 минут от метро Бульвар Дмитрия Донского)

    пн-пт с 10:00 до 18:00

    cб с 10:00 до 16:00

    Звоните пожалуйста перед визитом!

  • Статьи >>

    Особенности гравировки на камне

    Гравировка на камне может выполняться одним из 2–х основных способов — ручным или механическим. Они отличаются по видам выполняемых работ, для которых применяются, а также по используемым инструментам и оборудованию. Это обуславливает особенности каждого из этих способов и гравировки по камню в целом.

    Гравирование надписей

    Нанесение текста на поверхность камня посредством гравировки — более простая операция по сравнению с гравированием изображений (рисунков и портретов). Во всяком случае, так считается из–за того, что буквы имеют равномерный цвет по всей площади, без теней и полутонов. И, если текст рубится скарпелью или наносится гравировальным станком, то с «закрашиванием» действительно никаких сложностей не возникает. Но иногда шрифт выбивается гравировальной машинкой или пучками победитовых спиц, и тогда равномерность выделения букв полностью зависит лишь от навыков и умений мастера.

    Гравирование изображений

    Сложность гравирования изображений объясняется небольшим количеством прямых линий, а также необходимостью в создании множества оттенков черного и белого цветов. При этом, различные элементы рисунка могут не иметь четких границ и для их выделения требуется выполнение более или менее плавных переходов.

    В отличие от художника, имеющего под рукой различные краски, гравировщик может получить нужные оттенки/полутона/светотени и пр. только одним методом — регулируя количество ударов алмазной иглы или металлических спиц по поверхности камня. В результате, чем больше ударов сделано, тем светлее тон. При этом опытные мастера–гравёры даже для цветных портретов выполняют черно–белую гравировку в полном объеме. Это делается в расчете на то, что портрет будет оставаться полноценным, даже когда со временем краска с него « сойдет».

    Ручная гравировка

    Ручная гравировка выполняется без помощи автоматического гравировального оборудования, поэтому ее качество полностью зависит от профессионализма мастера. Гравировщик должен не только добиться максимального сходства портрета с оригиналом, но и точно передать все пропорции. Ведь в качестве исходника часто имеется лишь небольшое фото, с которого нужно сделать портрет, превосходящий размеры исходника в десятки раз. А это значит, что конечный результат закладывается еще на этапе разметки и во многом зависит от тщательности ее выполнения.

    Инструменты для гравировки на камне:

    Гравер — электрическая или пневматическая машинка ударного типа с алмазной  гравировальной иглой. Используется для прорисовки контуров, тонких линий и мелкой детализации рисунка. Все модели граверов, хоть и различаются по силе удара иглы, все же пробивают поверхность камня неглубоко. Поэтому для «уличных» изделий желательно делать основные контуры портрета в несколько проходов, чтобы он через год–два не исчез под разрушительным воздействием атмосферных явлений.

    Спицы победитовые — заостренные металлические прутки, цельнопобедитовые или с напаянной победитовой ударной частью. Их увязывают в пучки (чаще всего шестигранные), которыми и пробивают фон, а также сплошные участки изображений. Таким способом наносятся оттенки и полутона.

    Обычно спицы затачивают по отдельности, но многие мастера упорно (и вполне успешно) экспериментируют над заточкой целых пучков победитовых спиц. Это дает возможность менять текстуру пробиваемых участков и улучшать общий вид портрета.

    Скарпели — твердосплавные долота с прямой, фигурной или зубчатой режущей частью. С их помощью высекают шрифт и наносят рельефные орнаменты. Скарпели малых размеров часто используют для углубления основных линий рисунка, что придает ему некоторой объемности. Некоторые мастера настолько оттачивают свои навыки в работе скарпелями, что могут создавать изображения с частичным 3D–эффектом.

    Чертилки — острый твердосплавный инструмент, предназначенный для нанесения разметки. Но на этапе гравировки их тоже довольно регулярно используют — в основном, для детальной прорисовки волос на портретах. Если же речь идет о максимально реалистичном изображении пышной прически, то чертилка оказывается чуть ли ни единственным подходящим для этого инструментом.

    Механическая гравировка

    «Механической» называется гравировка, выполняемая на станочном оборудовании. Применение подобного оборудования дает высокую скорость гравировки и ее точное соответствие исходнику. Бо́льшая часть гравировальных станков оснащена блоками ЧПУ (числового программного управления/компьютерами) и способна работать со сканированными цифровыми исходниками, прошедшими предварительное редактирование, увеличение и т.п. При этом разные типы станков кардинально отличаются друг от друга по способу воздействия на поверхность камня.

    Оборудование для гравировки на камне:

    Лазерный гравировальный станок — станок, который создает изображение путем прожига верхнего слоя камня на определенную глубину. Гравировка, сделанная на лазерных станках, отличается высокой четкостью, однако при ее выполнении в камне образуется множество микротрещин. Поэтому каменные изделия с лазерной гравировкой малопригодны для наружного размещения, т.к. вскоре под воздействием влаги и перепада температур изображение с них «осыпается».

    Лазерная гравировка наносится только на гранит, на мраморе и травертине лазер четкого изображения также не сделает. Граниты с высокой «колкостью» для этого также не подходят, т.к. при прожиге в них образуются лишние миниатюрные сколы, ухудшающие качество портрета.

    Игольчатый гравировальный станок — станок, выбивающий изображение на камне при помощи алмазных или твердосплавных иголок. Этим способом хорошо передаются оттенки, светотени и общий контраст. Скорость гравирования на таком станке достаточно высокая, но при этом нужно часто производить перезаточку игл, т.к. они быстро тупятся. Также имеются особые требования к материалу — каменная плита должна шлифоваться не вручную, а на станке и иметь идеально ровную плоскость поверхности. Но даже на такой плите игольчатый станок не всегда хорошо пробивает сложные элементы портрета. Поэтому портрет нужно тщательно проверять и, при необходимости, дорабатывать вручную.

    Фрезерно–гравировальный станок — станок, выполняющий гравировку посредством срезания тонкого полированного слоя камня небольшой борфрезой. С его помощью возможно создавать довольно сложные изображения, в том числе и портреты. Качество выполняемой гравировки в этом случае также во многом зависит от того, насколько ровной является поверхность камня. Но относительная простота конструкции станка позволяет его модернизировать, делая менее требовательным к параметрам плоскости плиты.

    Пескоструйный аппарат — агрегат, не имеющий прямого отношения к гравировальному оборудованию, но часто используемый для выполнения различных несложных элементов (текстов, простых рисунков и орнаментов). Для этого готовят соответствующие шаблоны, вырезанные на специальной прочной пленке при помощи плоттера — аппарата для изготовления шаблонов. Шаблон наклеивают на поверхность камня или фиксируют его малярным скотчем, после чего направляют на него воздушно–абразивную струю. Получаемый таким способом текст или орнамент хорошо выделяется на темной полированной поверхности плиты и имеет четкие границы. Однако изображение выходит однотонным, поэтому изготовление полноценных портретов с применением пескоструйной технологии невозможно.

    ПОЗВОНИТЕ МНЕ
    +
    Жду звонка!