Надписи на памятниках
Надпись на памятнике — один из главных элементов в оформлении надгробия, без которого могила считается безымянной. Их содержание во многом может различаться и определяется, как правило, родственниками умершего. Но бывают случаи, когда близкие выполняют волю покойного, еще при жизни оговорившего все нюансы своего погребения и оформления могилы.
Обычно надгробные надписи делаются несложными и не занимающими много места, однако в их изготовлении обязательно уделяется некоторое внимание их оформлению и подбору шрифтов.
Виды надписей и правила их оформления:
«Паспорт»
В данном случае «паспорт» — это сленговое выражение из профессионального жаргона мастеров–ритуальщиков, обозначающее нанесенные на памятник фамилию, имя и отчество покойного, а также даты его рождения и смерти. Этот вид надгробных надписей имеет серьезное значение, и не только для последующих поколений родственников усопшего. Он играет важную роль в историко–краеведческих исследованиях, некрополистике и даже криминалистике.
И хотя единых строгих правил по оформлению «паспорта» нет, выполнять его желательно с учетом следующих особенностей:
- ФИО и даты рождения—смерти логичнее всего наносить на одной стороне плиты с портретом покойного (над портретом или под ним).
- Использовать заглавные буквы только в начале слов не обязательно. Можно весь «паспорт» выполнить заглавными буквами, для этого и соответствующие шрифты есть.
- На детских памятниках можно не указывать отчество ребенка, а имя допускается писать в уменьшительно–ласкательной форме (по желанию родственников).
- На семейных памятниках данные каждого человека нужно располагать точно над тем местом, где он захоронен. Это уже требования закона.
- Месяцы в датах рождения и смерти лучше обозначать римскими цифрами, а не арабскими. Это нужно во избежание путаницы, т.к. во многих странах принята такая форма даты, вначале которой указывается месяц, а потом день.
Эпитафия
Эпитафии появились еще в Древней Греции. Это были литературные произведения, слагаемые к годичным поминкам по известным личностям, которые погибли за отечество. Впоследствии эпитафии преобразовались в более краткие изречения и, начиная с 17–го века, стали массово использоваться в качестве надгробных надписей.
Современные надгробные эпитафии лаконичны и содержательны. Они отличаются эмоциональной полнотой и философским подтекстом, отображают главные черты личности покойного и горесть близких в связи с его уходом.
Но, несмотря на краткость и кажущуюся простоту эпитафии, составить подобный текст довольно сложно и под силу далеко не каждому мастеру художественного слова. Поэтому чаще всего источниками для эпитафий являются удачные (т.е. — подходящие к ситуации) выдержки из религиозных книг, отрывки из песен или стихов, а также философские изречения и цитаты знаменитых людей. При этом форма эпитафии может быть любой, например:
От лица усопшего:
«Я с миром пребывал в извечной ссоре»
От близких:
«Душа ее возвысилась до неба»
В стихах:
«Как мало молодость жила!
Цвели б любовь и человечность
Да жизнь другая позвала
И навсегда ушла ты в вечность…»
Философские:
«Земной путь краток, память вечна»
Из песен:
«Осталось недорешено всё то, что он недорешил»
Шрифты, используемые в ритуальных надписях
В настоящее время ассортимент шрифтов, используемых в ритуальном дизайне, довольно большой и неустанно пополняется. Основные правила их применения следующие:
- Подбирать конкретный шрифт нужно так, чтобы он соответствовал контексту, и не было расхождений между внешним видом и содержанием надписей.
- Для оформления мужских памятников больше подходят строгие шрифты, а для женских — декоративные. При оформлении семейного надгробия лучше выбирать что–то среднее — декоративный шрифт, но без излишней вычурности.
- Не стоит забывать, что шрифт сам по себе также передает часть информации об усопшем. Так, на могиле военного будут уместны надписи, выполненные строгим прямым шрифтом, на могиле мусульманина — арабским, на могиле христианина — старославянским и т.п.
Классические шрифты
К ним относятся все прямые (большинство из них) и наклонные шрифты, отличающиеся строгим и четким начертанием знаков. Самые распространенные классические шрифты, используемые в ритуальной сфере — «Ораниенбаум», «Гарамон», «Тинос», «Академия», «Монумент», «Ветрен», «Презентум», «Романский», «Пресквайр», «Форум», «Классический русский». Вот особенности некоторых из них:
«Монумент» — прямой шрифт, состоящий только из заглавных буквы, которые имеют одинаковую толщину всех линий. Буквы имеют надсечки и подсечки такой же толщины, что и основные линии, а также выполняются в светлых тонах на темном фоне. Все это делает шрифт объемным, но грубоватым.
«Ветрен» — прямой шрифт, буквы которого имеют тонкие линии. Строчные и заглавные буквы по высоте разнятся незначительно. Не имеет каких–либо дополнительных украшений и хорошо читается, а потому находит свое применение даже в издательском деле.
«Гарамон» — классический шрифт с прямыми буквами, верхние части которых обрезаны под незначительным углом. Содержит каплеобразные элементы и различные подсечки.
«Классический русский» — наклонный классический шрифт. Имеет разное расстояние между буквами, что определяется особенностями их написания. Но, несмотря на это, читается он легко и выглядит довольно привлекательно.
«Бетховен» — прямой жирный шрифт, состоящий из высоких заглавных букв. Межбуквенные интервалы незначительны.
Декоративные шрифты
В эту категорию попадают все курсивы, а также шрифты, имитирующие рукописный текст, старославянскую или арабскую письменности. В оформлении надгробий применяются: «Пропись», «Старославянский», «Декор», «Мон Амур», «Адвен», «Арабский», «Айседора», «Анна лайт», «Наутилус», «Марианна».
Из них выделяются:
«Арабский» — имитация несколько корявого почерка от руки. Тем не менее, смотрится неплохо.
«Анна лайт» — с виду довольно необычный шрифт, но очень распространенный. Его нередко можно увидеть даже на книжных обложках.
«Марианна» — русский шрифт, имитирующий слегка небрежный, но красивый женский почерк.
Помимо всего перечисленного, стоит отметить, что все элементы оформления надгробия (шрифты, форма и содержание надписей, портрет, узоры и гравировка) должны стилистически сочетаться между собой. А общий вид памятника должен быть не только красивым, но и понятным как современникам, так и будущим далеким потомкам, которые захотят почтить память предка и посетить его могилу.