+7 (903) 740-13-64

Камнетёсный инструмент, скарпели

Сортировать по:
Резак
250 руб.
Галтель
450 руб.
Киянка
1200 руб.

При изготовлении скульптур и фигурных памятников, а также изготовлении надписей, обработка природного камня часто выполняется с применением ударных техник. В этих случаях используются и соответствующие камнетесные инструменты — закольники, шпунты и скарпели. Они выполняются из твердой высокоуглеродистой стали и либо состоят из нее полностью (для обработки мягких и среднетвердых пород), либо имеют впаянные победитовые вставки с рабочей режущей кромкой (для обработки твердого камня).

Более полный набор, достаточный для выполнения всех операций при изготовлении скульптур, включает в себя следующие инструменты:

Закольник — инструмент с мощной рабочей частью и острой кромкой, заточенной с одной или двух сторон под углом 65°–70°. Внешне закольник очень напоминает зубило и применяется для окалывания каменных блоков при первичной (грубой) ударной обработке или для отделения плиты от блока после «обуривания».

Различаются закольники массой и способом удержания. Так, изделия массой до 5 кг относят к «одноручным» закольникам, а свыше 5 кг — к «двуручным», для удержания которых используют длинную деревянную рукоятку.

Шпунт — заточенный стальной стержень с округлым или ограненным телом. Предназначен для скалывания значительных выступов и формирования опорной поверхности, от которой впоследствии начинается вырезание профиля. Технологические операции с использованием шпунтов относят к первой точной ударной обработке камня, способной уменьшить перепады неровностей на его поверхности до 15 мм.

Угол заточки ударной части шпунта может варьироваться от 20° (для пород средней твердости) до 65° (для твердых пород). На мягких камнях скалывание выступов происходит плохо, поэтому шпунты в их обработке не используются.

Молот/ кувалда — ударный инструмент со стальной рабочей частью (бойком) прямоугольного сечения и весом от 1 до 16 кг. Используется для отбивания острых граней на каменных блоках, а также для нанесения ударов по клиньям, закольникам или шпунтам. Иногда встречается термин «стальная киянка», которым обычно именуют молоты весом 1–2 кг.

Киянка — молоток с рабочей частью прямоугольного сечения, выполненной из дерева твердой породы или из резины. Масса киянки, как правило, не превышает 2 кг. В скульптурном деле больше применяются деревянные киянки — ими наносят удары по шпунту или скарпели в процессе точной ударной обработки камня.

Преимущества деревянной киянки перед другими молотками заключается в том, что она не соскальзывает при ударе об инструмент из углеродистой стали и не откалывает от него куски. Это позволяет мастеру не сосредотачиваться на точности удара и не опасаться травм. В скульптурном деле нередко используются и стальные киянки. Бойки таких киянок «отожжены» для снижения содержания углерода и повышения их пластичности.

Молоток–бучарда — средних размеров молоток с прямоугольной рабочей частью, ударные поверхности которой оснащены небольшими зубьями конической или пирамидальной формы. Количество зубьев на противоположных ударных частях всегда отличается, что и отображается в маркировке данных изделий: «5х9», «9х16» и т.п.

С помощью молотков–бучард получают точечную/ «бучардированную» фактуру камня, которая еще и заметно светлее основной (небучардированной) поверхности. Таким способом изготавливают и т.н. «белый гранит», не существующий в природе. Бучардирование также применяется в изготовлении элементов напольных покрытий (в основном, ступеней наружных лестниц и тротуарных плит) для придания им свойств противоскольжения.

Некоторые молотки–бучарды несколько универсализированы и с одной стороны имеют прямоугольный «зубчатый» боек, а на другой стороне выполнены в виде закольника. Еще одна разновидность бучард — пневмобучарды, имеющие одну рабочую поверхность и цилиндрический хвостовик. Они не предназначены для ручного бучардирования и являются насадками для пневматических молотков.

Скарпели

Скарпель — долотообразный камнетесный инструмент, предназначенный для точной обработки заготовки и высечения нужных форм. Он представляет собой стержень округлого или граненого сечения с плоской заточенной рабочей частью, иногда содержащей победитовую вкладку. Угол заточки режущей кромки у скарпелей различается и начинается от 15°–20° для работ с мягким/ среднетвердым камнем, доходя до 50° (для твердых камней).

В ходе работы скарпелью/ скарпелем (в разных источниках они именуются по разному), удары по ней наносят киянкой. Исключением являются пневмоскарпели, отличающиеся наличием хвостовика и предназначенные для работ с использованием пневматического инструмента.

Исходя из общих принципов применения скарпелей, можно утверждать, что к ним относятся и следующие виды инструментов:

Троянка — скарпель с плоским рабочим полотном, кромка которого выполнена в форме зубцов, количеством от 3–х (отсюда и название) и более. «Троянками» легче скалываются мелкие неровности на плоскости камня, а также придается ей своеобразная декорированная фактура.

Резак — скарпель с плоским полотном и скошенной режущей кромкой (простой резак) или с полотном U–образной/ V–образной формы. Угол между плоскостями V–образных полотен у резаков может достигать 90°. Резаки используют в случаях необходимости высечения выемок или заглублений сложных форм.

Галтель — скарпель с выгнутым полотном полукруглой формы. Свое название она получила от соответствующего элемента дизайна, также именуемого «галтелью» — линейно вытянутого закругленного углубления, имеющегося в плинтусах и карнизах. Галтелями высекают сложные формы, требующие выполнения полукруглых углублений и продольных канавок.

Рекомендации по работе камнетесным инструментом:

  • В момент нанесения удара киянкой по инструменту (закольнику/ шпунту/ скарпели), он должен быть плотно прижат к поверхности камня. В противном случае не только снижается точность обработки, но и возникает травмоопасная ситуация.
  • В случае использования самодельных инструментов (по разным причинам), да еще и с металлическим молотком вместо киянки, рекомендуется оснастить их насадками из мягкого железа. Это также поможет избежать травм, т.к. камнетесный инструмент, изготовленный из б/у металлообрабатывающих резцов/ деревообрабатывающих циркулярных пил, обладает непредсказуемым «поведением».
  • В старину свежедобытому камню старались придать нужные основные формы в течение 4–5 дней, пока он не «набрал» своей максимальной твердости. О научных исследованиях подобных свойств камня ничего не известно, но некоторые мастера все же согласны с данным утверждением.
Заказать звонок
+
Жду звонка!