+7 (903) 740-13-64

Мемориальные памятники: история и виды

Мемориальные памятники. История и виды

История мемориальных памятников начала отсчет своего существования довольно давно. Согласно верованиям считалось, что без соблюдения традиций и создания должных атрибутов, усопший не сможет найти покой в ином мире и будет обречен на вечные скитания.
Первыми надгробными памятниками стали большие камни, именуемые менгирами.

Это природные камни, которые люди обрабатывали вручную и устанавливали в виде ритуальных ограждений, создавали из них идолов и превращали в символы. Известны менгиры, достигающие высоты 19 метров, весом 290 тонн.
А вот формы памятных сооружений у разных народов приобретали свои очертания и смысл.
Причем, многие мемориальные сооружения воспринимаются нами сегодня, как архитектурные памятники. Достаточно вспомнить древнегреческие, римские мавзолеи, египетские пирамиды, славянские курганы.

Мемориальные памятники – экскурс в историю

Памятники-статуи начали возводить еще в Древнем Египте и иных государствах Древнего Мира.
В Элладе надгробиями служили обработанные мастерами, вертикально установленные каменные плиты, знакомые нам, как стелы.
Известна и такая историческая форма сооружений, как величественные фамильные склепы, где захоронены целые семейные династии.
Например, склепы королевских семей.
А также монументальные памятники-храмы, церкви, призванные увековечить для будущих поколений память о значимых и великих людях эпохи.

К самым знаменитым мемориальным памятникам следует отнести незабвенные Великие египетские пирамиды в Гизе, цель которых оберегать вечный сон и служить «домами после смерти» для верховных правителей, вершителей судеб и владык Египта – фараонов.
Но, если древнеегипетские пирамиды, действительно, возводились в форме пирамид, то в Древней Руси надгробия могущественных вождей представляли собой огромные земляные или каменные курганы.
Люди считали такие мемориальные сооружения домами для умерших, храмами их душ, и возводили их из материала, доступного в конкретной местности: земли, каменных валунов, гранита и иных горных пород.
Бесспорно, идеальным вариантом для создания мемориального сооружения считался долговечный и массивный гранит. Именно гранитные памятники вызывали чувство уважения, трепета, восхищения благородством, цветовой гаммой, внушительностью камня и изяществом исполнения.
А неизменно прекрасный мрамор и вовсе являлся камнем для особо избранных.
Как, например, этот надгробный памятник и роскошная усыпальница карийскому правителю Мавсолу, память которого стремилась увековечить его любящая жена. Отсюда, от греческого Mausoleion, подобные сооружения и стали называть мавзолеями.
В средневековье на гранитные и мраморные мемориалы могли рассчитывать исключительно монархи, представители высших слоев общества, аристократия, духовенство.

Необычные мемориальные памятники

Кроме монументальных и величественных мемориальных памятников прошлого, люди возводили и довольно странные, а порой, жуткие ритуальные сооружения.

Жуткая Костница

К примеру, чешская Костница в городке Седльце.
Узнав о том, что именно здесь, на кладбище местного аббатства, развеяли святую землю с Голгофы, знать и многие богатые люди Европы возжелали быть захороненными только на этом кладбище. А после страшной эпидемии чумы – «черной смерти» – здесь захоронили, уже без обрядов и почестей, порядка 30 тысяч тел.
Затем, в центральной части кладбища был возведен готический собор, усыпальница которого была фактически складом человеческих костей, извлекаемых из могил, – к тому времени уже катастрофически не хватало мест на кладбище.
Со временем монастырь, по распоряжению императора, закрыли, а монастырские земли и кладбище были выкуплены семьей Шварценбергов. Они же и наняли, для приведения в порядок часовни, Франтишека Ринта – местного ремесленника, резчика по дереву, который использовал человеческие кости, как строительный материал, создав из костей алтарь часовни, алтарные дароносицы, канделябры и иные необычные украшения интерьера.
Сегодня Костница открыта для туристов, однако, посетить это страшное место решаются далеко не все.

Парижские кладбища

Не менее интересна история парижских кладбищ.
Кладбище Пасси, созданное как висячий сад, возвышающийся над парадной площадью Парижа – Трокадеро. Именно отсюда берет начало мода на украшение могил скульптурами.
И следует признать, первые скульптуры были наполнены болью, отчаянием, безысходностью.
Со временем эти образы стали принимать более умиротворяющий вид, и в XIX веке уступили место прекрасным мраморным ангелам и скорбящим скульптурам.

Пер-Лашез – самое большое парижское кладбище и самый известный музей надгробной скульптуры.
Кладбище Монмартра с завораживающей красотой мрачных фамильных склепов.
Сент-Женевьев-де-Буа — православное кладбище вблизи Парижа, в земле которого нашли вечный покой многие представители известных фамилий, включая членов императорской семьи, русских князей, художников, военных, писателей, артистов.
Здесь нашли покой более 15 тысяч русских эмигрантов, навсегда оставшихся в чужой земле. Скромная могила писателя, поэта, лауреата Нобелевской премии Бунина Ивана Алексеевича
Последний приют Белой гвардии – Галлиполийский обелиск.
Накрытая каменным восточным мозаичным ковром могила танцовщика Рудольфа Нуриева.

Русские и европейские мемориальные памятники

Внешний вид надгробных памятников на Руси довольно долго оставался неизменным. Со времени крещения Руси могильным украшением служил и служит крест. Как правило, выполненный из дерева.
Каменные кресты встречались довольно редко, хотя их и сегодня можно увидеть на Донском кладбище столицы.
Много позже на надгробных плитах знатных людей стали высекать изображения усопших. Впоследствии мемориальные памятники менялись в зависимости от архитектурных и художественных стилей эпох.
К примеру, эпоха барокко придала надгробным памятникам особую пышность, налет роскоши, ввела в моду резные украшения.

Камерный стиль рококо добавил памятникам легкости и изящества, породив моду на всевозможные амфоры, урны, «скорбящих ангелов», прочие изысканные формы надгробной скульптуры, в том числе и мемориальные сооружения в виде памятников-комплексов.
Начиная с XIX века внешний вид надгробных плит становится одновременно более сдержанным и впечатляющим.
Вспомним талантливых русских скульпторов, оставивших нам истинные шедевры художественного мемориального искусства:
Представителя классицизма М.И. Козловского:
Надгробный памятник первому русскому генералу от артиллерии П.И Мелиссино, выполненный в бронзе.
Мраморное надгробие С.А. Строгановой.
Выработавшего благородную и сдержанную манеру свободной лепки человеческого тела профессора скульптуры, ректора Академии Художеств Ф.Г. Гордеева: Изысканные надгробия из мрамора для князей Голицыных, отличающиеся торжественной грацией фигур, тонкой пластикой, мягкими переходами светотени.
Античные надгробные стелы русского скульптора-монументалиста И.П. Мартоса, чьи творения проникнуты гармонией мира, свойственной греческой культуре:
Мраморные плиты с барельефным изображением княгини С.С Волконской
Мраморное надгробие Е.С. Куракиной Шедевр из мрамора и бронзы – надгробие А.Ф. Турчанинова
Изящный мраморный барельеф Собакиной М.П
Созданное из бронзы и гранита в образе античной богини надгробие Е.И. Гагариной.
С середины прошлого века надгробные статуи стали уступать искусству создания портретных скульптур. Так, знаменитое и статусное Новодевичье кладбище в Москве изобилует захоронениями ученых, артистов, политиков со скульптурами в полный рост или сидя, изображающими деятельность усопших.
Часто встречаются и барельефы с точным портретным сходством людей, что достигается благодаря усовершенствованным технологиям обработки камня.
Барельеф русского писателя, графа А.Н. Толстого.
Памятник Федору Ивановичу Шаляпину. Бронзовая скульптура на могиле Юрия Никулина.
Нельзя не отметить развитие культуры новых способов и вариантов обустройства и украшения мест захоронения.
Материалы для создания надгробий используются самые различные, от дерева в виде крестов, металлов (бронзы, нержавеющей стали) до искусственных камней, природного гранита и мрамора.
А новые способы и технологии позволяют превратить бесформенный камень в произведение искусства, идеальную плиту с нанесением портрета, изображения, эпитафии, что в совокупности производит сильнейшее впечатление, вызывая волну воспоминаний и эмоций.

Заказать звонок
+
Жду звонка!